Михаил Коллонтай
композитор, пианист

ENGLSIH Home     RUSSIAN Home


Сочинения

Разное

Контакты

Капитанская дочь

сцены русской жизни по мотивам повести А. С. Пушкина [опера]

   Открыть каталог файлов этого сочинения на OneDrive® (партитура, аудио, документы)

op.44 (1995-1998)

Другой(-ие) автор(ы): повесть Александра Пушкина; либретто Михаила Коллонтая

Состав исполнителей:
Действующие лица.
Императрица Екатерина II (меццо-сопрано)
Мария Ивановна Миронова, дочь капитана Миронова (сопрано)
Пётр Андреевич Гринёв, офицер (тенор)
Савельич, слуга Петра Гринёва (драматический актёр - бас [=Офицер])
Емельян Иванов Пугачёв, беглый казак, выдающий себя за императора Петра III (бас)
Иван Кузьмич Миронов, капитан (баритон)
Василиса Егоровна Миронова, капитанша (контральто)
Алексей Иванович Швабрин, офицер (баритон [=Поэт])
Ямщик (бас [=3-й чиновник])
Чумаков (баритон [=1-й чиновник, =Писарь])
Хозяин постоялого двора (тенор [=2-й чиновник])
Чика (тенор [=Директор])
Хлопуша (бас [=Генерал])
Генерал, комендант Оренбурга (бас [=Хлопуша])
Директор таможни (тенор [=Чика])
Первый чиновник (баритон [=Чумаков, =Писарь])
Второй чиновник (тенор [=Хозяин])
Третий чиновник (бас [=Ямщик])
Писарь (баритон [=Чумаков, =1-й чиновник])
Офицер военной контрразведки (драматический актёр - бас [=Савельич])
Поэт (баритон [=Швабрин])

Смешанный хор (народонаселение России, настоящее, бывшее и будущее)
Мужской хор (Пугачёвцы [=хор чиновников])
Детский хор (ангелы)

Оркестр:
Picc (= Fl IV),3 Fl (III=Piccolo II=Flauto alto [G]),2 Ob,
Cor.I.(F)(= Oboe III),2 Cl(A),Cl.b.(B)(= ClIII[A]),3 Fg(III=C-fg)//5 Cor(F),4 Trbe(B)(I. II. III=Trbe in D nat.),3 Trni,Tb//5 Timp,Tr-lo,
Cast,Raganella,Legno,Reco-reco,Maracas,2 Bongos,Conga,Cow-bells (4),Temple-block (5),Frusta,Ptti ord,Ptto sosp,Tno,Tro picc,Tro mil,Tro rullante,3 Tom-toms,Cassa,Gong,Tam-tam,Ferro,Clli,Sil,Cne,Vibr,Marimba//Celesta//Arpa//Spinetta//Campanile//Banda//Archi

Театрализация: обязательна

Длительность: 120′

Дополнительно
1. Проект постановки продуман и подготовлен, по заказу Мариинского театра, режиссёром Борисом Персияновым.
2. 4 эскиза декораций, по заказу Мариинского театра, выполнены художником Владимиром Арефьевым.
3. Банда не инструментована, поскольку инструментовка зависит от реальных возможностей данного театра.

Издание/запись
запись: с концертного исполнения в Мариинском театре 2017 года

Аннотация
Заказ оперы был, конечно, очень серьезным делом. В конечном счете «Капитанская дочь» проглотила года четыре от моей жизни. Два человека были у истока этой идеи: директор и художественный руководитель Большого театра Владимир Викторович Васильев и его консультант, композитор Эдуард Леонидович Лазарев. Обоим я глубоко благодарен за то, что они для меня сделали. Затем, в Большом театре горячо поддерживал проект Петер Феранец, главный дирижер. Больше мне практически некого назвать. Условия были поставлены простые: обо всем молчать и никому никакой информации. Все должно было оставаться между нами, и только. Когда проект сместился в Мариинский театр, точно так же – я благодарен Александру Чайковскому, Вячеславу Лупачеву – тем людям, которые меня там поддерживали и вели за руки. В Мариинском и других людей могу назвать, но, разумеется, в первую очередь – Валерия Гергиева. Хотя он так и не поставил там мою оперу, несмотря на многочисленные публичные объявления, он инициировал два концертных исполнения.

Поначалу идея «Капитанской дочки» меня мало увлекла, надо сказать честно. И я немножко боюсь, что вот такой «выворот» сюжета, немного жестокий, с тем и связан. У меня какая-то скрытая антипатия к Пушкину, но это долго надо объяснять. Частично это сделано в моих комментариях к опере. Сценарный план сложился у меня довольно легко, хотя, конечно, по ходу дела там многое менялось. Главное, что я сразу понял, что развязка у Пушкина мне не подходит, и что главный образ оперы – буран, трупы под обледенелым и заснеженным Владимирским трактом. И что Швабрин – голос автора.

Мне трудно судить о музыке. Сил и времени в сочинение вложено столько, что у меня к опере скорее отвращение. Чрезвычайно много потрудились со мной, уже после написания музыки, режиссер Борис Персиянов и художник Владимир Арефьев. Последним сделано несколько эскизов к постановке, исключительных. Первому принадлежит концепция спектакля. Запись сделана так: я пою под рояль сразу за всех. При наличии нот или хотя бы либретто что-то из этого понять можно, а уж насладиться – это вряд ли…

Запись концертного исполнения в 2017 году тоже может быть найдена.


назад к списку выбранных сочинений

 

Михаил Коллонтай, 2008-2018